Группы в соцсетях
Дистанционное обучение
Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Пленэр в художественной школе

Автор: Рябцева М.В.
|Должность: Преподаватель живописного отделения, МБУДО "ДХШ № 3" г.о. Саранск
Современное состояние живописи трудно представить без пленэра, поэтому рисование на воздухе является неотъемлемой частью учебного процесса.
       

       Современное состояние живописи трудно представить без пленэра, поэтому рисование на воздухе является неотъемлемой частью учебного процесса. Данная программа учебного предмета «Пленэр» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
       Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим направлениям. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах.
       На пленэре ученик сталкивается с множеством новых интересных проблем, которых не было в аудитории. Ведь пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой. Пленэр дает замечательную возможность не только освоить полноцветное видение, но и изучать соотношения света и цвета, которые не связаны с формой.
       Сохраняется основной принцип обучения — постепенное поступательное изучение натуры от простого к сложному. Формируются новые понятия, которые становятся для обучающегося центральными в постижении живописного мастерства. В процессе учебного этюда на пленэре при определенных условиях сочетаются художественное обучение, образование и воспитание. Развитие образной восприимчивости к окружающей действительности; формирование умений выразительно обрабатывать, творчески осмысливать результаты переживаний, наблюдений и опыта, совершенствование способностей к практическому воплощению результатов творческой работы на языке рисунка, живописи и композиции.
       Содержание программы «Пленэр» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Приобщение к основам изобразительного искусства осуществляется через практические занятия в студии и на воздухе. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.
       Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами, моженопредлагать другие, аналогичные, темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.
Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
   - знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
   - знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
   - умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
   - умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
   - умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
   - умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
   - навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ.
       Работая красками на пленэре, нужно почувствовать натуру в воздушной среде пленэра и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов, так как они более сильно выражены на природе, чем в мастерской. Нужно научиться видеть рефлексы от неба, травы, земли и других предметов окружающей среды. Все предметы, отражая, рассеивают свет, одни больше, другие меньше. Игра света и рефлексов видна на предметах, поверхность которых хорошо отражает свет. Особенно выразительно видна игра рефлексов на белых предметах, отражающих почти весь падающих световой поток. Поэтому в постановках на пленэре желательно выбирать более светлые тона. Все темные предметы отражают только часть падающего на них светового потока, поэтому рефлексы на них менее ясны.
       На пленэре сложность работы заключается в том что, говоря словами Делакруа, «в сущности, нет теней вообще, есть только рефлексы». При работе в мастерской мы можем передать форму предметов светотенью, не обращая особого внимания на рефлексы. Но если мы увлечемся одними рефлексами на пленэре, то потеряем форму предмета, его локальный цвет. Только цветовые отношения обеспечивают восприятие формы предмета с восприятием ее целостного цвета. Закон отношений лежит в основе живописи русских художников пленэристов.
       Начиная работать на пленэре, первые дни необходимо сделать несколько коротких этюдов по одному сеансу. Стараться работать быстро и энергично, чтобы почувствовать новую среду и «освежить палитру», работать более яркими красками, почувствовать солнечный свет и воздушную среду, как говорят художники, «расписаться».
       Сложность работы заключается в том, что во время работы быстро меняется свет, шевелится листва, изменяется солнечное освещение, и там где был свет, появляется тень. Поэтому нужно оставлять удачные места живописи, получившиеся при одном освещении. При изменении света не нужно переписывать каждый раз места, где верно найдены цветовые отношения. Для выполнения такой работы нужно несколько сеансов. Примером может служить работа художника В. Серова «Девушка, освещенная солнцем», над которой он работал все лето. Еще необходимо выполнить работу при вечернем освещении. При работе над постановкой при вечернем освещении нужно обратить внимание на то, что вечернее освещение заходящего солнца меняет цвет предметов, заставляет их светиться, зажигая оранжевые, желтые, красные цвета. Если есть возможность поработать с вечерним освещением. Оно сближает краски освещенных предметов. Работа над постановкой при вечернем освещении требует более плотных цветовых отношений. В этой работе совершенно иная палитра и другая тональность, чем в этюдах, написанных утром или днем.
      Параллельно на случай пасмурной погоды, когда невозможно писать постановку, освещенную солнцем, можно писать этюд при рассеянном свете. Серая погода, когда освещение длительное время мало меняется, располагает к длительной, спокойной работе с подробной моделировкой формы предметов. Особое внимание уделяется подчинению проработанных деталей этюда общему колориту, цветовой гармонии. Особенность работы на пленэре состоит прежде всего в передаче многообразия солнечного освещения и воздушной среды. Это требует быстрого письма мазками техникой «a la prima». Для этого необходимо иметь большое количество различных красок.
       Важную роль играет общая тональность этюда. Этюд, написанный утром, пишется в светлой тональности, краски в нем будто прозрачные. Этюд, написанный днем, имеет при ярком свете тоже светлую тональность, при сером свете тональность этюда уплотняется. В вечернем этюде краски сгущаются, тональность этюда становится плотнее. В этом и состоят особенности пленэрной живописи.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 04.04.2016   |   Изменено: 04.04.2016 10:57:04
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Фотографии